26-27 ноября 2024 года МОиН КР и НДИТА «Алтын туйун» провели масштабную научно-практическую конференцию «Стратегия развития инженерно-технических компетенций и молодежных стартапов в системе образования: от цели к результатам».
Мир стремительно меняется, и мы находимся на пороге новой технологической революции. Цифровая трансформация охватывает все сферы нашей жизни, от промышленности до медицины. В этом быстро меняющемся мире ключевую роль играют специалисты, обладающие глубокими знаниями в области инженерных наук и технологий. Поколение Альфа 4.0, выросшее в окружении гаджетов и интернета, обладает уникальным потенциалом для того, чтобы стать лидерами этой трансформации. Однако для того, чтобы молодые люди могли реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие нашей страны, необходимо создать условия для получения качественного инженерно-технического образования.
С этой целью более 80 спикеров, в числе которых 2 академика, 3 члена-корреспондента НАН КР, 4 доктора наук, 10 кандидатов наук, 65 практических работников образования, представители государственных органов управления и бизнесмены собрались в «Novotel Bishkek City Center», чтобы обсудить актуальные вопросы развития системы образования в нашей стране.
Конференция прошла на высоком правительственном уровне. С приветственным словом на открытии выступил Начальник школьного и внешкольного дополнительного образования Министерства образования и науки Кыргызской Республики Б.С. Козуев, отметивший важность формирования единой стратегии развития инженерно-технического образования в Кыргызской Республике, отвечающей современным вызовам.На пленарном заседании директор Национальной детской инженерно-технической академии «Алтын туйун», Заслуженный работник образования КР, Почетный академик Инженерной академии КР, лауреат Золотой медали им. В.И. Блинникова Бапанова Жаркын Базановна дала отчет о том, что уже сделано по реализации Концепции дополнительного образования «Креативная наука, технологии и инженерия «Альфа 2040 КР»» и ее Дорожной карты. Президент Торгово-промышленной палаты КР Сариев Т.А. рассказал о разработке механизмов интеграции инженерного образования в Кыргызской Республике. Худайбергенова Б.М. - ученый секретарь Национальной академии наук Кыргызской Республики, член-корреспондент НАН КР выступила с докладом о важности формировании сообщества молодых инженеров и ученых для обмена опытом и идеями. Президент открытого акционерного общества «Кыргызиндустрия» Абдураимов Ж.О. рассказал о коллаборации ОАО «Кыргызиндустрия», научных учреждений и Национальной детской инженерно-технической академии «Алтын туйун» для решения актуальных проблем экономического развития страны. Мамбетакунов У.Э. – д.п.н., профессор, директор Бишкекского музыкально-педагогического института им. Т. Эрматова поделился опытом менторства в развитии инженерно-технических компетенций и стартапов среди молодежи. Жапаров А.Д. - начальник Ак-Суйского районного образования выступил с докладом о реализации пилотного проекта через креативное обучение и инновационные технологии. Арзыбаев А.М. - проректор КГТУ им. И. Раззакова, к.т.н., раскрыл тему современных вызовов и их новаторских решений, а Айтматов А.К. - генеральный директор профоориентационной платформы для школьников «Футурика», поделился опытом применения геймификации и новых технологий в ранней профориентации в качестве инструментов для осознанного выбора подростками будущей профессии.
После пленарного заседания участники конференции работали в двух секциях: «Внедрение пилотных проектов — путь к успеху» и «Развитие коопераций образовательных организаций, научных учреждений, производства и бизнеса».Выступающие обозначили предпосылки и приоритетные задачи развития креативной экономики и, в связи с этим, ключевые направления развития инновационного образования, науки, технологий и инженерии; а также поделились результатами накопленного опыта по внедрению креативной науки и технологий в образовательный процесс. Большой интерес у участников конференции вызвала тема создания кванториума для стимулирования развития детского креативного творчества и научно-технических компетенций учащихся. Кроме этого, во время работы секций состоялся обстоятельный разговор по созданию пилотных проектов Министерства образования и науки КР как наиболее эффективного метода экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.
По итогам конференции была принята резолюция и состоялось подписание договоров, которые являются результатом плодотворной работы, обмена идеями и взаимопонимания между образовательными организациями. Эти соглашения – не просто документы, а залог успешного сотрудничества, инвестиций в будущее и поддержки молодых талантов в сфере инженерно-технических разработок. В число пилотных проектов вошли:
Эти договоры были заключены в целях экспериментального и эффективного внедрения инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательной процесс пилотных проектов на практике, исходя из проблем, обозначенных в «Концепции дополнительного образования: креативная наука, технологии и инженерия – Альфа 2040 КР» и Дорожной карты по ее реализации.
Цель конференции «Стратегия развития инженерно-технических компетенций и молодежных стартапов в системе образования: от цели к результатам» - апробировать на пилотных проектах внедрение инновационных подходов в образовательный процесс и определить наиболее эффективные из них для реализации на практике. Участники конференции решили до 20 декабря 2024 года разработать программы работы пилотных проектов «Шагаем по креативной лестнице, осваивая новые технологии».
Конференция «Стратегия развития инженерно-технических компетенций и молодежных стартапов в системе образования: от цели к результатам» показала, что инвестиции в развитие инженерного образования – это инвестиции в будущее нашей страны. Ведь именно инженеры будут создавать новые технологии, разрабатывать инновационные решения и решать глобальные проблемы современности!