12 декабря 2019 года Республиканская детская инженерно-техническая академия «Алтын туйун» при содействии Министерства образования и науки КР провела семинар-совещание «О результатах мониторинга и мерах по оптимизации технического образования школьников Чуйской области». Также в нем приняли участие представители Чуйской областной государственной администрации, заместители руководителей районной гос. администрации, представители методического отдела образования, заведующие районными и городскими отделами образования и директора внешкольных организаций дополнительного образования Чуйской области.
Директор РДИТА «Алтын туйун» Ж.Б. Бапанова после вступительного слова и приветствия участников рассказала об итогах мониторинга по выполнению комплексных мер МОиН КР по реализации «Концепции технического образования школьников на современном этапе» в образовательных организациях Чуйской области. «В целях выполнения Комплексных мер по реализации Концепции приказом МОиН КР №37/2 от 20.02.2019 г. РДИТА «Алтын туйун» было поручено провести мониторинг образовательных организаций Чуйской области. В ходе мониторинга было установлено, что принятие Концепции в некоторой степени способствовало оптимизации технического образования как школами, так и внешкольными образовательными организациями. Вопрос активизации технического образования был рассмотрен на коллегии Джайылского районного отдела образования, обсуждены конкретные меры по реализации Концепции, которые рекомендованы для внесения в перспективные планы работы школ района. Чуй-Токмакским отделом образования разработан план развития кружковой работы на 2018-19 уч. год. В Токмакском Центре детско-юношеского творчества открыты современные направления: робототехника, информационные технологии. Однако следует отметить, что большинство органов образования Чуйской области проигнорировали приказ МОиН КР и не приняли мер по его реализации», - отметила Жаркын Базановна. - Между тем, промежуточный анализ по итогам 2017-18 учебного года показал, что проводимая работа образовательными организациями по развитию технического образования и привлечению детей к научно-техническому творчеству по-прежнему остается малоэффективной. Проблемы технического образования школьников в свете Концепции не были рассмотрены на заседаниях коллегий органов образования и педагогических советов школ (кроме Жайылского района), по ним не приняты исчерпывающие конкретные меры. Серьезные упущения в развитии технического образования отмечаются в учебном процессе школ области. Так, в школах Сокулукского, Кеминского, Московского, Аламединского, Иссык-Атинского районов не используются рекомендуемые Концепцией инновационные направления в техническом образовании. Перестали действовать специализированные и элективные курсы. Не рассматриваются вопросы об открытии профильных инженерно-технических классов. Лишь в отдельных школах Аламединского, Панфиловского и Жайылского района созданы условия для занятий научно-техническим творчеством. Но и здесь охват детей техническим творчеством крайне низок, он составляет соответственно – 1%, 2%, 1,5%. В остальных школах области этот процент равен 0. Из 9 внешкольных организаций, призванных обеспечить условия для развития детского научно-технического творчества, лишь 4 учреждения имеют кружки технического профиля: Токмакский ЦДЮТ, Чуйский, Московский, г. Кара-Балта. Неслучайно охват техническим творчеством детей внешкольными организациями в регионе составляет 4,1%, от общего контингента детей, занимающихся в этих учреждениях. А должно быть, по крайней мере, не менее 30%. 13 июня сделали еще один частичный мониторинг по реализации Концепции в Аламединском и Иссык-Атинском районах. Отмечаются положительные сдвиги в Аламединском районе. Здесь прорабатываются идеи открытия образовательного центра технической направленности и инженерно-технической школы. Заслуживает внимания активизация деятельности педагогического коллектива и, в частности, директора Лебединовской школы гимназии Омуровой А.».
После выступления Бапановой Ж.Б. о своих мерах по реализации Концепции рассказали заведующие районными и городскими отделами Чуйской области. «С распадом СССР у нас в районе закрылись все технические кружки. В феврале на базе «Алтын туйуна» был большой форум по техническому образованию, в котором приняли участие представители Правительства КР, МОиН КР, НАН КР и вузов, а также наши коллеги в области внешкольного образования. Было рассмотрено немало проблем и определен круг задач по реализации Концепции. После этого у нас в районе были проведены совещания с руководителями школ и поставлена задача открывать технические кружки. С первого сентября 2019 года начали работать пять технических кружков. Конечно, у нас много проблем. Центр детства и юношества находится на базе Кеминской школы №3. У нас слабая материальная база, нет специалистов, кружки ведут преподаватели физики и труда. В любом случае, лед тронулся. Мы будем над этим работать. Два наших специалиста уже прошли курсы повышения квалификации и практику на базе РДИТА «Алтын туйун» по начальному техническому моделированию и робототехнике. Спрос на технические кружки у ребят очень большой, поэтому мы будем активно работать в этом направлении, - отметила в своем выступлении заведующая Кеминским районным отделом образования Тулебаева А.А.
Затем заведующий кафедрой РДИТА «Алтын туйун», к.т.н., доцент Самсалиев А.А. познакомил присутствующих с современными технологиями в организации технического образования школьников. Методист РДИТА Бычкова В.В. рассказала участникам семинара об использовании потенциала методической службы РДИТА как фактора повышения качества технического образования. Методист академии Асылалиева А.А. осветила организационно-массовые мероприятия «Алтын туйуна» как один из популярных способов приобщения детей к техническому творчеству. После этого педагоги, проходившие у нас курсы повышения квалификации по робототехнике, под руководством Пичуревича И.А. выступили перед участниками семинара-совещания с защитой своих проектов.
Методист РДИТА Руденко Л.С. представила участникам семинара рекомендации о принятии неотложных мер по оптимизации технического образования школьников в свете Концепции и подчеркнула: «Суть Концепции сводится не просто к открытию кружков. Сегодня техническое образование должно начинаться в школе: важна интеграция естественно-математических дисциплин с гуманитарными предметами, а также активное взаимодействие школьного, внешкольного и вузовского образования. Для развития технического образования должны быть мобилизованы все педагогические ресурсы. Кружок сегодня не решает проблему технического образования, поскольку охватывает мало детей. Этот вопрос решается в школе, там, где есть техническая база».
После выступлений спикеров каждый желающий мог задавать интересующие его вопросы. Больше всего участников форума интересовало финансирование учреждений дополнительного образования и условия оплаты труда. Заведующий отделом финансирования республиканских учреждений Министерства образования и науки КР Асанов С.Ж. внес ясность по проблемным аспектам: «На пути формирования педагогических кадров раньше были определенные трудности: важно было наличие педагогического образования. В новых условиях оплаты труда для внешкольников мы это отменили. С первого октября 2019 года среднее профессиональное образование приравнено к высшему, что расширило возможности комплектования кадров. Кроме этого хочу отметить, что многие забывают о Постановлении Правительства КР о праве на взимание потребительского взноса в размере 544 сома». После совещания все участники семинара были разделены на группы и посетили занятия педагогов РДИТА «Алтын туйун» по 3-D моделированию, астрономии и радиоэлектронике.
Проведение этого семинара-совещания показало, что основные идеи развития технического образования школьников, заложенные в Концепции, медленно но верно стали проникать в сердца и умы специалистов всех уровней в нашей стране: от Правительства КР и МОиН КР до педагогов школ и внешкольных учреждений, ведь каждый понимает, насколько важно сегодня заложить фундамент для воспитания и обучения квалифицированных и востребованных специалистов, которые в дальнейшем будут двигать Кыргызстан по пути экономического развития и технического прогресса!
Отзывы участников форума:
«Мы тесно сотрудничаем с «Алтын туйуном» уже третий год, активно участвуем во всех республиканских мероприятиях, проводимых РДИТА. Сегодняшний семинар мне очень понравился и, безусловно, пошел на пользу, ведь мы очень отстаем в плане технического образования школьников. Я хочу выразить особую благодарность Жаркын Базановне поскольку она очень много делает для развития технического образования в Чуйской области и для Кыргызстана в целом. - Благодаря сегодняшнему семинару мы получили ответы на многие актуальные для нас вопросы. Мне понравилась защита проектов педагогов, которые проходят курсы повышения квалификации по робототехнике. Было видно, что проделана колоссальная работа, мы были очень впечатлены увиденным. Посещение занятий педагогов РДИТА стало для нас замечательной возможностью перенять педагогический опыт. Спасибо организаторам за такое важное и очень насыщенное мероприятие!».
Главный специалист Чуйского отдела образования М. Абдраева
«Сейчас мы увидели, как работает кружок радиотехники. В нашем центре такого нет, ведь его открытие сопряжено с большими финансовыми вложениями. Мы посмотрели на практическую работу ребят, как они собирали лодки, мигалки и многое другое, а самое главное, защищали свои проекты. Мне очень понравилась и работа самого педагога: видно, что он увлечен своим делом и хорошо в нем разбирается. Безусловно, сегодняшний семинар был очень полезен для всех, но у нас есть огромная проблема, связанная со слабой материально-технической базой. В сельской местности она совершенно не соответствует сегодняшним требованиям к техническим кружкам. У нас нет родителей, которые могли бы помогать финансово на развитие кружка. В нашем районе раньше не было технических кружков, но в рамках реализации Концепции с октября месяца мы открыли два: начальное техническое моделирование и робототехнику. Наши педагоги, выпускники КГТУ им. И.Раззакова, уже прошли в «Алтын туйуне» курсы повышения квалификации по этим предметам. Они замечательные ребята и теперь будут работать еще лучше. Важно решить вопрос с материальным обеспечением. Спрос на технические кружки очень большой. Благодаря принятию Концепции мы тоже стали заинтересованы в активной работе по развитию технического образования».
Директор центра детского творчества Аламединского района Чуйской области Ж.Т.Момунова.
«Я считаю это мероприятие очень важным и злободневным, поскольку техническое образование на сегодняшний день очень важно для нашей страны. Оно тесно связано с математикой и физикой, дает толчок для изучения естественно-научных дисциплин. Такие семинары нужны не только руководителям кружков, но и заведующим районными отделами образования».
Заведующая Кеминским районным отделом образования А.А.Тулебаева
«Я принимаю участие в подобном семинаре уже второй раз. Техническое образование детей очень важно, основные рычаги уже есть, но предстоит еще много работы: нужны кадры, помещения, нужно создавать соответствующие условия, обучать кадры. С принятием Концепции в системе образования Кыргызстана начались значительные изменения, ведь техническому образованию стало уделяться больше внимания. Мы стали требовать больше часов для внешкольных организаций районов, активно работаем и со школами - даем направления для директоров школ, чтобы они обратили внимание и, по возможности, выполняли приказ МОиН КР по реализации Концепции».
Заведующий Московским районным отделом образования Н.К. Тезекбаев