С 14 по 17 декабря 2022 года МОиН КР и НДИТА «Алтын туйун» провели международную научно–практическую конференцию «Приоритетные направления науки и инноваций в развитии системы образования». Более 100 ведущих специалистов в сфере образования из стран СНГ собрались в Государственной резиденции №2 в городе Чолпон-Ата на Иссык-Куле, чтобы обсудить актуальные проблемы и тенденции в развитии современных образовательных траекторий.
В основу проведения конференции лег проект дорожной карты по реализации «Концепции образования «Алтын туйун» Альфа 2040КР: креативная наука, технология и инженерия», представленной на международном фестивале «Караван креативных технологий» в городе Ош. Высоко оценив важность проведения конференции для внедрения инноваций в систему образования Кыргызстана, в ее открытии и пленарном заседании принял участие министр образования и науки КР У.Э. Мамбетакунов. «Наука была и должна быть интернациональна! Мы не можем делить её на национальности и страны. Страны должны сотрудничать! Научно–практическая конференция «Приоритетные направления науки и инноваций в развитии системы образования» стала уникальной международной площадкой для обмена опытом! Большое количество заявок и участников показало, что выбранная нами тема является весьма актуальной для развития системы образования в нашей стране», - отметил Уланбек Эсенбекович.
С докладами на конференции выступили 12 докторов наук, 15 кандидатов наук, ведущие специалисты в области дошкольного, школьного, высшего и внешкольного образования из Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, России и Узбекистана. Среди них были такие видные деятели в сфере науки и образования, как начальник управления дополнительного образования и профориентации Уральского Федерального Университета им. Б.Ельцина, к.э.н. Шнырев М.Е.; вице-президент КАО, к.п.н. Ниязова А.М.; вице-президент АО «Кыргызиндустрия», к.т.н. Сарбанов С.Т.; проректор по науке МУК КР, профессор, академик МАМ РФ, д.м.н. Узакбаев К.А.; ректор КГТУ им. И.Раззакова, к.т.н. Чыныбаев М.К.; доцент кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления, д.э.н., председатель Совета молодых ученых МГУ Воронов А.С.; директор Международного сотрудничества Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» Попова Н.Ю.; заместитель декана Северо-Казахстанского университета им. М.Козыбаева Нурпеисова А.Х.; ассоциированный профессор НАО «Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина» Булхаирова Ж.С.; старший научный сотрудник Центра Передовых Технологий при министерстве Инновационного развития Республики Узбекистан Сариев А.У., научные сотрудники Института социологии НАН Беларуси и другие.Они обсуждали такие важнейшие темы, как: обогащение коммуникативной компетенции молодого ученого на этапе послевузовского образования, возрастание роли креативной экономики в образовании, развитие технопарков и стартапов; важность развития кооперации учебных заведений, научных учреждений и производственных предприятий; организация многоступенчатой системы подготовки кадров по заказу предприятий и организаций; требования к подготовке кадров высшей квалификации; развитие методики преподавания с учетом последних достижений в области науки и технологий и т.д.
Участники конференции отметили, что для внедрения науки и инноваций в развитие системы образования КР важно, в первую очередь, решить ряд проблем. Среди них: отсутствие единого подхода для практической реализации инновационных образовательных программ, ориентированных на научно-исследовательские решения; слабая кооперация научных учреждений, высших учебных заведений и общеобразовательных организаций; низкий уровень технической оснащенности образовательных учреждений, недостаточный для обеспечения качественного инновационного образования; отсутствие современной лабораторной базы по естественно-научному циклу дисциплин; неподготовленность педагогических кадров к использованию информационно-коммуникационных технологий; недостаточное количество точек доступа в Интернет в регионах, их отсутствие в сельских населенных пунктах.
В резолюцию конференции были внесены предложения по созданию научно-образовательной среды инновационного и креативного обучения, включающей в себя проектный подход, тьюторство на всех этапах обучения подростков и воркшопы с профессионалами; проведению комплекса мероприятий по повышению научных и креативных компетенций педагогов и учащихся; привлечению инвестиций в развитие научной инфраструктуры и созданию креативной среды образовательных учреждений; усилению кооперации НИИ, вузов, школ и организаций дополнительного образования; обобщению и распространению опыта НДИТА «Алтын туйун» по созданию инновационной среды обучения: школа+дополнительное образование+ВУЗ = инженерные классы; школа+дополнительное образование+НИИ = академические классы; школа+дополнительное образование+ВУЗ = IT-классы. Эти предложения в дальнейшем лягут в основу дорожной карты по созданию центров креативных технологий в филиалах «Алтын туйуна».
Участники международной научно–практической конференции «Приоритетные направления науки и инноваций в развитии системы образования» выразили огромную благодарность министру образования и науки КР Мамбетакунову Уланбеку Эсенбековичу и НДИТА «Алтын туйун» за возможность обменяться педагогическим опытом с коллегами из разных стран, а также поднять важнейшие проблемы в развитии прогрессивной педагогики в Кыргызстане на высоком уровне!