ПОЛОЖЕНИЕ
ОТКРЫТОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА «ПАПА, МАМА, Я – ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ!»
Республиканский конкурс «Папа, мама, я – техническая Семья!» (в дальнейшем – конкурс) является семейным соревнованием по техническому творчеству и проводится НДИТА «Алтын туйун» в осенний период ежегодно.
Цели и задачи конкурса:
- укрепление роли семьи как партнера в учебно–воспитательном процессе;
- выявление тенденций, происходящих в современной семье, и повышение ее роли в области развития научно-технических способностей детей;
- развитие преемственности поколений в освоении технических знаний и навыков, поддержка роли наставничества в семейных традициях;
- пропаганда технических идей и достижений при решении проблем в обществе, быту, различных областях жизнедеятельности человека и семьи.
Участники конкурса
В открытом республиканском конкурсе принимают участие все желающие семьи нашей страны и зарубежных государств. В финале республиканского конкурса участвуют семьи-победители региональных аналогичных конкурсов. Состав семьи в команде – три человека. Обязательным условием является полноценная семья: отец, мать и ребенок 11-14 лет.
Организация и проведение конкурса
НДИТА «Алтын туйун» ежегодно к финалу республиканского конкурса разрабатывает темы заданий и, в зависимости от темы, обеспечивает участников конкурса одинаковым набором материалов для экспресс-тура, тем самым создавая равные условия для участников конкурса. На выполнение конкурсного задания отводится определенное время, за которое семья должна изготовить проект в виде макета или модели из выданного набора материалов на экспресс-туре. Следующим этапом конкурса является защита проекта по теме «домашнего задания», выполненного заранее в условиях семьи по теме объявленной заранее на сайте НДИТА «Алтын туйун». В защите проекта участвуют все члены семьи. Продолжительность защиты: 5-10 минут. Теоретический тур проводится по тестам, составленным по истории развития науки и техники.
Республиканскому конкурсу предшествуют конкурсы, проводимые образовательными организациями и внешкольными учреждениями дополнительного образования на местах. Организаторы конкурса в регионах объявляют тему «домашнего задания» конкурса в соответствии с технической задачей, заявленной НДИТА «Алтын туйун» в текущем году на республиканском уровне и опубликованной на сайте академии. Задания на экспресс-тур и вопросы теоретического тура организаторы конкурса в регионах разрабатывают самостоятельно и сообщают участникам регионального уровня перед началом соревнований. В зависимости от темы экспресс-тура обеспечивают участников конкурса одинаковым набором материалов для выполнения задания. Непременным условием задания должна быть его техническая направленность.
НДИТА «Алтын туйун» устанавливает для регионов и зарубежных команд квоту на участие в финальном этапе открытого республиканского конкурса. Место и программа финального этапа конкурса сообщаются участникам дополнительно. Устроители региональных и зарубежных конкурсов представляют в НДИТА «Алтын туйун» заявку на участие семей в финальном этапе согласно квоте.
Оценивает конкурсные работы как республиканского, так и регионального уровня компетентное жюри, в состав которого входят специалисты научно-технического профиля: инженеры, ученые, практические работники в лице педагогов технического творчества, родители.
Примечательной особенностью конкурса является его психолого-педагогическое сопровождение. На конкурсе работает психолог, который в процессе конкурса оценивает коммуникацию внутри семьи, интерес родителей к совместной деятельности с ребенком, лидерские качества. Психолог является членом жюри.
Критерии оценки
Представление проекта (защита), изложение его технической сущности, оригинальность и практическая значимость, технический дизайн, оценка коммуникативных навыков семьи в процессе работы, интерес к совместной деятельности.
Финансирование конкурса
Проведение конкурса осуществляется за счет средств НДИТА «Алтын туйун»: проживание и питание участников конкурса, приобретение расходных материалов, работа жюри, изготовление сертификатов и дипломов.
Проездные расходы участников конкурса обеспечиваются родителями или спонсорами. Родители несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей по пути следования и во время проведения конкурса.
Подведение итогов конкурса и награждение победителей
По итогам конкурса устанавливаются три семьи – лауреаты конкурса, которым вручаются дипломы и медали I, II и III степени соответственно. Всем участникам конкурса вручаются сертификаты. Итоги конкурса публикуются в средствах массовой информации, сайте НДИТА «Алтын туйун» и социальных сетях. НДИТА «Алтын туйун» для пропаганды достижений семьи в решении технических задач организовывает выставку конкурсных работ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ «ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»:
ТЕМА: «Разработать перспективные модели транспортных средств для перемещения грузов и людей в трех средах: по земле, по воде и воздуху»
Транспорт – это средство перемещения, известен с древних времен. Самые различные конструктивные исполнения и немалое их число насчитывает история техники с тех до наших времен. Сколько всего и в какое время – вопрос к историкам техники, а мы коснемся другого.
Совсем кратко из истории. Как известно, все начинается с простого и постепенно усложняется. Самый древний транспорт – это наземный и водный, насчитывает несколько тысячелетий. Воздушный транспорт появился значительно позже и, несомненно, считается исторически молодым. В чем причина, что наземный и водяной транспорт самый древний? Перемещение по земной и водной поверхности свойственно человеку, а вот летать человек не может, и здесь, несомненно, действует правило – то, что не свойственно, чаще всего оказывается наиболее сложным в реализации.
Несколько слов о сложившихся требованиях к транспорту. Принципиально: скорость перемещения, грузоподъемность, безопасность, экономичность. Можно добавить – комфортность, если мы перемещаемся. И требование, очевидно, на будущее – универсальность. Имеется в виду возможность универсального применения транспортного средства – это везде.
Предлагаем участникам конкурса в полной мере пофантазировать – попытайтесь разработать перспективные модели (можно одну) транспортных средств для перемещения грузов и людей в трех средах. Это по земле, воде и в воздухе. Представляется очевидным, что возможность универсального применения транспортного средства позволит в перспективе рационально реализовывать выше приведенные принципиальные требования к транспорту.
Изготовить реальную, действующую модель, применимую в трех средах, не просто. Тем же будет выше оценка вашего труда жюри. Возможно, кто-то будет вынужден ограничиться макетами, на которых пояснит принцип действия системы. Но, логическое обоснование принципиального конструктивного исполнения придуманного транспортного средства в проекте необходимо.
Желаем творческой удачи!
ПОЛОЖЕНИЕ, ТЕМА "ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ" И РЕКОМЕНДАЦИИ НА КЫРГЫЗСКОМ ЯЗЫКЕ >>>